Ведмедь (vedmed1969) wrote,
Ведмедь
vedmed1969

Category:

Вспомнили про генплан

...оказывается, старый в этом году кончается, пора новый доставать из кармана.



По этому поводу на Знаке (почему, кстати, именно там? Новый ГП с марта уже имеется, но как-то никого это не тревожит. Первоисточник тут, если кому интересно) неплохая статья с картинками. Ещё некоторые рисунки я положу в самом конце, чтоб сравнить можно было с некоторыми ранними предложениями


21 Мая 7:56
Реновация, единый центр и ползучее движение на запад
Какую судьбу Челябинску предлагает новый генеральный план

Наиль Фаттахов / Znak.com

В 2019 году Челябинск должен принять новый генеральный план — старая версия документа закончит действовать в следующем году. Сейчас проект находится на стадии согласования, но материалы генплана, который вряд ли изменится радикально, уже доступны. Znak.com изучил объемный документ, в котором делается попытка оцифровать город и определить направления его развития. Эксперты констатируют, что многое из того, что было запланировано на нулевые и десятые годы, выполнено не в полном объеме. Особенно это касается вопросов озеленения, экологии, доступности медицины, школ, детских садов и другой социальной инфраструктуры.

Средний по Уралу

В первую очередь эксперты оценили положение Челябинска среди городов УрФО. Здесь мы оказались в числе середнячков. Лидер с огромным отрывом — Тюмень.(видимо, по количеству вложенного бабла. Честно говоря, после месяца, проведённого в Т. в совокупности, так и не понял, что там может быть иннтересного, кроме набережной :) - vedmed1969) Затем — Екатеринбург. Челябинск в рейтинге муниципального развития среди шести крупнейших городов Урала — третий.

«Группу городов с близким рейтингом составляют Екатеринбург, Челябинск, Уфа, отрыв между которыми не очень значителен. Аутсайдерами рейтинга являются Пермь и Курган, которые заметно отстают от Уфы», — говорится в документе.

При этом по экологии Челябинск намного ниже своих конкурентов, причем по разным параметрам. Так, в Уфе больше всех из тройки городов тратят на экологию, а в Екатеринбурге из трех городов меньше всего выбросов.

Вынести заводы за черту города — невозможно

В структуре земель Челябинска земли промышленности занимают 23,8% (это очень много, тут без разумной оптимизации никак :) - vedmed1969), чуть меньше земли под водными объектами (20,7%) и сельскохозяйственного использования. На земли жилой и общественно-деловой застройки приходится всего 13,6%, лесничеств и лесопарков — 4,5%, общественно-деловой застройки — 3,5%.

«Пятая часть территории занята водой, что сокращает площадь городских земель, пригодных для градостроительного освоения, — говорится в материалах генплана. — Экстенсивное использование значительной части территории создало проблему упорядочения территории с максимально возможным улучшением среды обитания. Необходимо проводить политику „перезагрузки“ районов экстенсивной жилой застройки в сторону разумного повышения плотности застройки и формирования многофункциональных зон. Положительным моментом при необходимости изъятия земель под реконструкцию и размещение новой застройки является высокий процент территории, находящейся в муниципальной собственности (более 80%)».


Авторы генплана предлагают перевод находящихся в черте города садовых товариществ в жилые районы и насыщение этой территории жилой застройкой и социальной инфраструктурой.(это тупиковый путь - их уже по-всякому пытались нагнуть - и запугать, и купить, и устыдить. Но уральский садовод несгибаем :) Потихоньку сады размываются, но очень уж потихоньку. Пусть Киргородок сносят скорее - vedmed1969) Еще одна возможность для развития — это упорядочение использования земель промышленности.

«Отмечается низкий процент территорий рекреационного назначения, что свидетельствует о дефиците озелененных территорий. Учитывая специфику промышленности города и современную экологическую ситуацию, мероприятия по решению данного вопроса — в числе приоритетных при разработке проекта генерального плана, — указано в документе. — В целом крупные города России перестают быть промышленными центрами, а становятся центрами, которые специализируются на предоставлении широчайшего спектра услуг. Для Екатеринбурга и Челябинска, мегаполисов Уральского региона, этот процесс сильно осложняется тем, что они долгое время росли как центры тяжелой промышленности, развиваясь вокруг крупнейших градообразующих предприятий металлургии и машиностроения. В Челябинске — как центре черной и цветной металлургии — это противоречие усугубляется тяжелой экологической обстановкой из-за выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, загрязнения водных ресурсов, причиной которой являются те же металлургические заводы».

Насколько реально вывезти из Челябинска промышленные предприятия

В материалах по обоснованию генплана отмечено, что нормальное развитие Челябинска сильно искажается наличием в черте города крупных экологически грязных металлургических производств.

«Поскольку их вынос за пределы города в ближайшие десятилетия выглядит маловероятным, единственным вариантом нормального развития является преобразование экологически грязных производств в современные высокоэффективные предприятия, за счет внедрения современных „чистых“ технологий», пишут авторы генплана. (Челябинск - город без заводов :) - vedmed1969)

Каждому жителю не хватает по 9 метров леса

Челябинск, несмотря на всю экологическую риторику последних лет, испытывает острый дефицит зеленых территорий. Действующим генеральным планом планировалось довести объем парков с 58 до 83 квадратных километров.

Но за почти 20 лет развития города общая площадь озелененных территорий только сократилась — до 44 квадратных километров. При этом действующий генплан предполагал, что к 2020 году промышленные территории сократятся почти на 3 тысячи гектаров. Но этого не произошло.
«Современная ситуация, при которой значительные территории в городе заняты объектами промышленности, порождает ряд проблем социального и экономического характера, таких как высокий уровень загрязнений среды и, как следствие, заболеваемости населения, перегрузка транспортной инфраструктуры и других, — говорится в проекте нового генплана. — Доля территории всех производственных зон города Челябинска составляет пятую часть площади земель городского округа, что значительно превышает показатели по структуре земель во многих городах Европы (3–5%) и крупнейших городов России (порядка 10%)».


Эксперты отметили в Челябинске дефицит озелененных территорий, который составляет 9 квадратных метров на человека. Чтобы решить эту проблему, предлагается создать «зеленый каркас» города, которого пока нет.

«Следует отметить отсутствие связности озелененных территорий общего пользования, слабое развитие линейных элементов вдоль основных транспортных магистралей, в том числе Комсомольского проспекта, проспекта Победы, улиц Блюхера и Воровского, проспекта Ленина, улицы Комарова, — считают авторы генплана. — На всех перечисленных улицах бульвары имеют прерывистый характер, который целесообразно сделать единой системой озеленения. Также бульвары имеют прерывистый характер по Университетской набережной, вдоль улиц Чайковского, Чичерина, на улицах Бажова, Завалишина, Братьев Кашириных».

Предложения по созданию зеленых зон



Необходимо провести инвентаризацию зеленых насаждений, а также природных территорий, расположенных в черте города, считают специалисты.

Хрущевки станут головной болью

Серьезной проблемой к 2040 году может стать состояние панельных жилых домов первых годов постройки. Сейчас, по данным управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Челябинска, порядка 7% граждан проживают в панельных пятиэтажных жилых домах.

Это 454 дома, которые будут массово выбывать из эксплуатации в ближайшие 15–20 лет.
«Варианты решения проблемы, которой нужно заниматься уже сегодня, должны строиться на изучении состояния зданий, дифференцированной оценке их конструктивных особенностей, с учетом возраста, степени износа. Необходимо составление единого реестра зданий данной категории с целью проведения технического аудита и выработки мероприятий по их дальнейшей эксплуатации», — отмечают в генплане.

Предлагается несколько вариантов решения проблем с хрущевками. Первый — снос морально и конструктивно устаревшего жилья и постройка на его месте современных домов.

Почему проблема уплотнительной застройки в Челябинске никогда не решится

«Поскольку значительная часть хрущевок находится в районах с высокой градостроительной ценностью территории, то вопросы расселения и строительства охотно возьмут на себя инвесторы, — считают авторы генплана. — Обновление территорий проводится „волновым“ методом: каждую конкретную хрущевку сначала расселяют, потом сносят и на ее месте строят современный дом».

Второй вариант — реконструкция. Она может быть проведена в предварительно расселенном доме. Основная проблема при этом в том, что людей нужно временно переселить в жилые помещения маневренного фонда. Такой опыт есть в Минске, где в нескольких домах произвели перепланировку, расширение комнат, надстройку этажей. Но проект оказался дорогой — затраты почти равны стоимости нового жилья. Третий вариант — реконструкция без расселения, при этом в ходе ремонта к дому, где продолжают жить люди, пристраиваются новые этажи. Затраты компенсируются за счет коммерческой продажи жилья в новых этажах.

У города появится два центра

Эксперты выделили в Челябинске несколько ядер, которые имеют разный потенциал развития. По мнению авторов генплана, наиболее привлекательны две территории — центр города и северо-запад, которые и будут своеобразными точками роста. В центре развитие возможно за счет перепрофилирования первых этажей уже существующих зданий или за счет территорий аварийного, ветхого фонда и все тех же хрущевок.

Вариант развития города на запад и на юг



«Кроме „Центрального городского ядра“ потенциалом обладают такие планировочные районы, как „Смолинский“, „Буферный“, „Северо-восточный“, „Першино“. Однако не во всех перечисленных районах можно воспользоваться таким преимуществом. Например, для „Северо-восточного“ района в части жилищного строительства имеются значительные ограничения, связанные с ограничением застройки из-за негативного влияния зоны повышенного шумового давления от аэродрома Шагол. Большую часть района покрывает контур зоны „Г“, в котором размещение объектов жилищно-гражданского назначения запрещено, за исключением административных и научно-исследовательских организаций при условии обеспечения необходимой звукоизоляции конструкций их наружного ограждения», — заключают эксперты.

Большой интерес представляют свободные территории, которые возможно осваивать комплексно. Такие участки есть только в планировочном районе «Северо-западный». Речь идет о порядка 380 гектарах.

Также такие зоны есть на юге Советского района рядом с жилым районом Новосинеглазово (80 гектаров) и в Ленинском районе (130 гектаров). Остальные территории, свободные от застройки, находятся в границах санитарно-защитных зон от предприятий и не являются перспективными для освоения. Еще один потенциальный источник земель — это территории гаражей, которые в городе занимают 530 гектаров, и садово-дачные и огородные территории.

Таким образом, потенциал для строительства в Челябинске составляет 1027,6 гектара свободной территории. При текущих темпах строительства они будут освоены за 5–8 лет, и город столкнется с острым дефицитом земли.

Авторы генплана предложили несколько вариантов дальнейшего развития Челябинска. Один из них предполагает завершать строительство жилых кварталов в основном на западе, до городской границы. При этом эксперты понимают, что это приведет к перетягиванию функций из центра города на северо-запад. Но эту проблему можно решить за счет объединения двух центров — нового и исторического — общегородской зоной вдоль реки Миасс с историческим общегородским центром и лесопарковой пойменной зеленой зоной.

«Это дает возможность организовать единую общегородскую планировочную структуру, в основе которой лежит формирующийся общественно-транспортный каркас», — считают авторы генплана.

При этом, чтобы не потерять центр, нужно перестать строить в нем жилье и сосредоточиться на общественно-деловых функциях, что позволит создать внутригородской общественно-транспортный каркас, объединяющий западную и центрально-историческую части города.

Формирование Центрального городского каркаса



«Проектное решение предполагает развитие Центрального, Калининского, Советского и частично Курчатовского районов на основе создания и усиления роли широтных магистральных транспортных направлений, интегрированных с внешним транспортным каркасом. Одна из важных решаемых задач — перенаправление автомобильных и железнодорожных грузовых потоков в обход города», — говорится в документе.

Другой вариант предусматривает создание единой, вместе с Копейском, селитебной зоны с включением в нее пригородных озер. Но этот путь выглядит менее привлекательным, так как на востоке Челябинска располагаются неблагоприятные в экологическом отношении территории. И они могут вернуться в оборот только в перспективе 30–50 лет.

Больниц, школ, детсадов — не хватает

Отдельное место в исследовании заняла социальная инфраструктура. По данным сопроводительной документации к генплану, Челябинску не хватает абсолютно всех видов учреждений — от медицины до культуры.

Существует дефицит учебных мест, который ежегодно увеличивается. Фактически в школах учится на 14 тыс. человек больше, чем эти здания могут вместить. Самый большой дефицит — в Курчатовском районе (4483 места). Похожая ситуация с учреждениями дополнительного образования — город обеспечен ими на 63%. Во всех районах детсады переполнены, дефицит мест составляет 8,8 тыс. человек. Наблюдается диспропорция в обеспеченности спортивными сооружениями.

Пешеходная доступность школ



«Значительная часть существующих спортивных объектов находится в неудовлетворительном состоянии, не соответствует современным требованиям и нуждается в реконструкции и расширении видов спортивной направленности, — говорится в документе. — Недостаточное количество муниципальных спортивных объектов социально гарантированного уровня в районах нового строительства: спортивных площадок во дворах, ФОКов, бассейнов, фитнес-центров».

Аналогичные проблемы и в медицине. Обеспеченность местами на 1000 горожан составляет 78% от норматива. Остро стоит вопрос в новых микрорайонах, где строительство учреждений здравоохранения отстает от жилищного строительства.
Проектом генплана Челябинска предусмотрено строительство объектов дополнительного образования в Калининском районе (в настоящее время такие объекты здесь отсутствуют) — Детского центра искусств (с музыкальной школой и библиотекой) по улице 40 лет Победы, 38; а также в Тракторозаводском районе — Детской школы искусств по улице Конструктора Духова (Чурилово) и художественной галереи с выставочным залом и образовательным центром для детей по улице 1-й Пятилетки. Кроме того, размещение новых детских учреждений дополнительного образования предусматривается в пристроях к существующим объектам.

«Рост перспективной численности населения Челябинска, намечаемое генпланом освоение новых площадок предусматривают дополнительное строительство учреждений здравоохранения, особенно поликлиник для детского и взрослого населения, — отмечается в документе. — Предполагается открытие офисов врачей общей практики в поселке Каштак, на территории Центрального района предусматривается строительство диагностического центра, в Тракторозаводском районе — строительство поликлиники для взрослого населения. Проектом учтено предложение по строительству помещения под размещение протонной терапевтической установки; реконструкция хирургического корпуса № 4 — операционный блок № 1 Челябинской областной клинической больницы, строительство поликлиники для взрослого и детского населения»

Выделенные полосы и ТПУ

Еще один важный раздел — транспорт. Здесь предполагается создание магистральной дороги скоростного движения по второй меридиональной связи. При этом существующая меридиональная дорога должна «успокоиться» и стать городской улицей.

«Дополнительно планируется создание третьей меридиональной транспортной связи — „Западный обход“, в связи с планированием „Западного подцентра“ „Центрально-городского каркаса“. Также данная магистраль создаст условное препятствие и позволит разводить потоки в северном и южном направлениях», — указано в генплане.

Планируемый транспортный каркас



Кроме того, планируются новые улицы и дороги, которые улучшат транспортную доступность таких крупных анклавов, как Першино и Новосинеглазово.

Авторы генплана предлагают обеспечить выделенными линиями для движения общественного транспорта на всех магистральных улицах общегородского значения. Маршрутная сеть автобусов должна увеличиться на 102,55 километра, общая протяженность к 2039 году составит 669 километров. Троллейбусные маршруты увеличатся на 3,5 километра (а как же пережитки социализма? :) - vedmed1969), трамвайные не изменятся, при этом авторы не исключают появления скоростного трамвая (и ни слова про метро - vedmed1969).

Развитие улично-дорожной сети



Также в проекте нового генплана предусмотрено появление полноценного транспортно-пересадочного узла «Новоградский» в районе «Паркового-2», который будет объединять различные виды транспорта.

Предполагается, что новый генеральный план Челябинска будет действовать до 2040 года.

В общем, такое вот, да. Не вижу ни словечка про дублёр Блюхера (по Шаумяна), про Второй Меридиан (вернее, под ним не то понимают, что я - я-то считал, что надо восточную магистраль пробивать с севера на юг с развязкой на чуриловских переездах).



Вот картинка 2013 года, можно сравнить



По-моему, отписка какая-то, а не генплан. Так и передайте Текслеру :)

И ещё - давно уже назрела и перезрела проблема перекройки административно-территориального деления - короче говоря, отнять земли у Сосновского района и присоединить Копейск :) В генплане же до 2040 года Че будет в нынешних границах ютиться. Но это так, к слову.

PS. Скачал картинки в хорошем разрешении - так вот, про метро там есть, на картинке по имени "Копии материалов по обоснованию в виде карт в растровом формате ГП 2_5". Более того, там даже два варианта прохождения ВСМ имеются (ну кто ж знал, что Дубровский уйдёт? :)

Щас кусочков нарежу оттуда крупных. Это ж песня :)

Ну вот, поехали!

Метро придёт на конец Северка - вот там как раз ТПУ запланирован



А тут мы видим три ветки метро сразу



И одна станция спецом под ВСМ



И на АМЗ веточка



Специально свой уголок вырезал. Эх...



Легенда карты





Вот такие мечты. Если бы мы жили в Китайской Народной Республике, то, несомненно, к 2040 году (а то и раньше) всё это построили бы. Но на дворе российский олигархический госкапитализм, увы.

Впрочем, посмотрим, жизнь иногда странные коленца выкидывает.

Tags: 2019, Челябинск, градостроительство, метро, проект
Subscribe

Posts from This Journal “градостроительство” Tag

  • Навстречу истинной конурбации (3)

    Написал заголовок, решил проверить на свежесть - оказывается, у меня уже два таких было, не считая стартового топика :) Ну ладно, пусть будет третий…

  • Про город будущего

    ..про наш родимый Че на SSC идёт относительно жаркая дискуссия. Я позволю себе выхватить кусочек и сохранить тут :) Лучшие диванные градостроители…

  • Первая ненужная хорда?

    Загадочное принесли новостные ленты :) new_trassa.png © vedmed1969.iMGSRC.RU Госэкспертиза одобрила строительство объездной дороги под…

  • День простоя

    ...был вчера - потому как работаю строго по расписанию, один день - одна ПС, сегодня едем в Юргу. Фоток пока не будет, разве что люки какие - но…

  • Отвратительные новости

    Надо же, екатеринбургские параметры им недостаточны. Надеюсь, что жадности застройщиков поставят преграду, но это вряд ли. Но Крутолапов каков -…

  • Киргородок: лёд тронулся

    Ну вроде как собрались ближний к Первой Пятилетки угол ковырять kirgorodok2023.png © vedmed1969.iMGSRC.RU В Тракторозаводском районе…

  • Глас вопиющего на Западном берегу

    Кто-то в егорочатике пишет (UPD. Это uralets_chel). В принципе, ничего такого непонятного - всё у всех на виду. И не один Западный берег…

  • За Лесным кладбищем

    Что-то кучно пошло - вот еще один участок по т.н. КРТ предложен. На самом деле развитие территории там нифига не комплексное - не учтен общественный…

  • Испортили район (2)

    Ещё картинки про новый ЖК у Ленты на АМЗ на подоспели и статья на 74ру Так будет выглядеть новый ЖК - ну как нынче положено, в стиле "цветной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

Posts from This Journal “градостроительство” Tag

  • Навстречу истинной конурбации (3)

    Написал заголовок, решил проверить на свежесть - оказывается, у меня уже два таких было, не считая стартового топика :) Ну ладно, пусть будет третий…

  • Про город будущего

    ..про наш родимый Че на SSC идёт относительно жаркая дискуссия. Я позволю себе выхватить кусочек и сохранить тут :) Лучшие диванные градостроители…

  • Первая ненужная хорда?

    Загадочное принесли новостные ленты :) new_trassa.png © vedmed1969.iMGSRC.RU Госэкспертиза одобрила строительство объездной дороги под…

  • День простоя

    ...был вчера - потому как работаю строго по расписанию, один день - одна ПС, сегодня едем в Юргу. Фоток пока не будет, разве что люки какие - но…

  • Отвратительные новости

    Надо же, екатеринбургские параметры им недостаточны. Надеюсь, что жадности застройщиков поставят преграду, но это вряд ли. Но Крутолапов каков -…

  • Киргородок: лёд тронулся

    Ну вроде как собрались ближний к Первой Пятилетки угол ковырять kirgorodok2023.png © vedmed1969.iMGSRC.RU В Тракторозаводском районе…

  • Глас вопиющего на Западном берегу

    Кто-то в егорочатике пишет (UPD. Это uralets_chel). В принципе, ничего такого непонятного - всё у всех на виду. И не один Западный берег…

  • За Лесным кладбищем

    Что-то кучно пошло - вот еще один участок по т.н. КРТ предложен. На самом деле развитие территории там нифига не комплексное - не учтен общественный…

  • Испортили район (2)

    Ещё картинки про новый ЖК у Ленты на АМЗ на подоспели и статья на 74ру Так будет выглядеть новый ЖК - ну как нынче положено, в стиле "цветной…