В Челябинской области в режиме секретности обсуждается проект государственно-частного партнерства в сфере общественного транспорта. По данным Znak.com, прорабатывается вопрос передачи всего муниципального транспорта Челябинска крупной федеральной компании, которая займется автобусными, троллейбусными и трамвайными перевозками. Источники Znak.com в качестве конечного интересанта называют компанию «Трансмашхолдинг».
«Москвичи уже работали в Челябинске — перерисовали транспортную схему под себя, — сообщил источник Znak.com. — В принципе, стороны готовы ударить по рукам, но концессионер упирается и не хочет забирать троллейбусы. По его расчетам, этот вид общественного транспорта в Челябинске не принесет прибыли. Местные власти настаивают, чтобы концессионер забрал все».
Челябинские чиновники уже несколько раз анонсировали некие реформы в области транспорта.
В феврале говорили, что в ближайшее время будет публично представлена новая концепция развития транспорта в Челябинске.
В рамках соглашения, которое губернатор Борис Дубровский подписал с главой «Новатэка» Леонидом Михельсоном, город должен приобрести 300 автобусов, работающих на сжиженном природном газе. В интервью Znak.com министр экономического развития региона Сергей Смольников рассказывал, что планы по приобретению автобусов на СПГ в силе, но пока не решено, как это будет сделано: город купит технику сам или это произойдет в рамках проекта ГЧП. Кроме того, после скандала вокруг Усть-Катавского вагоностроительного завода, рабочие которого вышли на стихийный митинг, требуя повышения зарплаты, было заявлено о потребности Челябинска в сотне трамваев.
По данным Znak.com, уже разработана конкретная финансовая схема, по которой в Челябинске будет действовать транспортная концессия. Вся техника, подвижной состав и инфраструктура будут закреплены за одним юридическим лицом, которое будет сдавать все это в аренду концессионеру. Между ними будет муниципальное предприятие, которое займется сбором платы за проезд. Этот расчетный центр будет передавать заработанное концессионеру, который заранее обговорит с властями минимальный годовой доход. Если транспортная система не сможет его обеспечить, разницу компенсирует бюджет. Какой — городской или областной, пока обсуждается. Предполагается, что концессионер частично вложит собственные средства, частично привлечет кредиты.
Объем инвестиций пока оценить сложно, но речь идет о нескольких миллиардах рублей.
При этом у проекта есть серьезные риски — как экономические, так и политические. Муниципальный транспорт в Челябинске находится в затяжном кризисе. В 2017 году два МУПа — «Челябинский автобусный транспорт» и «ЧелябГЭТ» — были объявлены банкротами из-за долгов по налогам и перед поставщиками ресурсов. Вместо них были созданы два ООО («Общественный городской транспорт» и «ЧелябГЭТ») со стопроцентным муниципальным участием. Но смена формы собственности не помогла. Согласно материалам проверки городской КСП, оба предприятия в 2017 году показали убытки в общей сложности на 200 млн рублей.
Прокуратура требует возбудить уголовное дело на руководство челябинского транспорта
А в конце 2018 года мэрия Челябинска провела ряд странных торгов. По данным витрины госзакупок Челябинской области, администрация искала подрядчиков на проведение работ, связанных с перевозкой пассажиров и багажа электрическим транспортом по обычным городским маршрутам. Суммы закупок колебались от 20 до 60 млн рублей. В ряде случаев перевозки должны были осуществляться трамваями, в других — троллейбусами. Все контракты выиграл единственный оператор электротранспорта в Челябинске — ООО «ЧелябГЭТ».
В качестве основных проблем функционирования общественного транспорта Челябинска эксперты называли многолетнее отсутствие инвестиций в инфраструктуру и подвижной состав, неэффективное управление хозяйством, отсутствие внятной стратегии развития и мощное маршрутное лобби. Сейчас основным видом общественного транспорта в областном центре являются маршрутки, этот рынок поделен между несколькими десятками компаний и ИП, которые в конечном итоге аффилированы с рядом городских политиков и силовиков. Власти Челябинска не раз отмечали, что муниципальный транспорт не выдерживает конкуренцию с маршрутками.
При этом, несмотря на объявленную мэрией несколько лет назад войну маршруткам, в городе ничего не изменилось. Челябинцы по-прежнему, передвигаются на ржавых и небезопасных микроавтобусах, которые регулярно нарушают правила движения и провоцируют серьезные ДТП.
Именно с маршрутным лобби связан один из рисков проекта. Предполагается, что все центральные маршруты и трафик между районами и центром Челябинска заберет концессионер. Маршрутки предполагаются только как транспорт от узловых точек к поселкам и отдаленным районам. Это означает, что нужно будет серьезно урезать бизнес «уважаемых людей». Смогут ли областные и городские власти продавить это решение?
Еще один риск связан с банкротством транспортных МУПов. В частности, в конкурсной массе МУП «ЧелябГЭТ» находятся трамвайные и троллейбусные депо, рельсы, контактные сети и тяговые подстанции.
По словам конкурсного управляющего МУП «ЧелябГЭТ» Дмитрия Лазарева, социально значимое имущество предприятия в ближайшие недели должно быть выставлено на торги.
«Сейчас идет работа по подготовке этого имущества к продаже, его оценка, — сообщил Дмитрий Лазарев. — Предварительно комплекс оценен в 1,8 млрд рублей. Мы плотно контактируем с главой города еще с тех времен, когда он был вице-мэром. Идет конструктивная работа. Есть понимание, что это имущество нужно городу. И в приоритете, чтобы город это выкупил. Но нужно понять источники финансирования. При этом есть риск того, что в торгах примет участие третья сторона, так как торги проходят на электронной площадке, на которую я не могу повлиять. Если комплекс будет продан за 1,8 млрд рублей, это покроет все обязательства МУП „ЧелябГЭТ“».
Если инвестор хочет начать работу в Челябинске, ему придется поучаствовать в выкупе трамвайных линий, сетей и прочей инфраструктуры. То есть вложить в это хозяйство до 1,8 млрд рублей.
Эксперт в области логистики и транспорта, директор компании «КЭМП» Яков Гуревич скептически отнесся к возможности появления подобного проекта в Челябинске. По его словам, существующая инфраструктура изношена на 100% и обновлять ее — это неподъемные затраты.
Вице-мэр Челябинска по дорожному хозяйству — о новых дорогах, «умных» светофорах и спорах с урбанистами
«Нормальный инвестор не станет связываться с челябинскими рисками, — считает Яков Груевич. — Трамвайные рельсы, контактная сеть… Все изношено настолько, что новые вагоны и троллейбусы ставить просто небезопасно. Дороги испорчены бездумным расширением, сейчас невозможно сделать выделенные линии, нет разумного регулирования, никто никогда эти процессы не анализировал. Начинать надо с других вещей — с транспортной стратегии, где определено, какой вид транспорта куда и сколько людей везет, с какой скоростью и т. п. И от этого документа до реальной транспортной сети еще несколько сложных этапов. Да, у нас приняли КСОДД (Комплексная схема организации дорожного движения — прим. ред.). Но где КСОДД, а где наши ржавые маршрутки. Это просто бессмысленная работа».
При этом, по мнению Якова Гуревича, город не может одномоментно отказаться от маршрутных такси, так как они обеспечивают 90% пассажирских перевозок. «У нас сложная ситуация, и от маршруток отказаться мы не можем, но и жить с ними невозможно, — говорит эксперт. — Это не транспорт миллионного города».
По данным Znak.com, конкретика по передаче в концессию общественного транспорта Челябинска может появиться в мае.
Статья в целом дельная, если Гуревича вычеркнуть, этого великого эксперта. Износ контактной сети и рельс, конечно, неслабый, но не 100 процентов же :)
Поживём - увидим. УКВЗ, конечно, жалко, но если маршруточную мафию удушат, так и чёрт с ним.