24.03.2018 Корреспондент: Сергей Крапивин
Начальника управления федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» Александра Лебедева коллеги считают трудоголиком. Работа в выходные - для него дело привычное. Ведь снегопады и другие «буйства стихии», которые напрямую влияют на движение по федеральным трассам, происходят не по расписанию. Случается, руководитель ведомства, отвечающего за содержание и ремонт федеральных дорог в Челябинской и Курганской областях, сам выезжает в отдаленные районы и контролирует действия подрядчиков, разгребающих снежные завалы или устраняющих последствия ДТП. В интервью «Губернии» Александр Лебедев рассказал об особенностях зимнего содержания федеральных трасс и поделился планами по дорожному строительству и ремонту на ближайшие пять лет.
- Александр Владимирович, все ли участки федеральных трасс в Челябинской и Курганской областях находятся сегодня в нормативном состоянии?
- К сожалению, не все, но более 80 %. Есть участки, на которых необходимо кардинально менять конфигурацию, особенно в горах, как например, на трассе М-5 от границы Челябинской области с Республикой Башкортостан до Чебаркуля. Интенсивность движения на этом участке превышает 20 000 автомобилей в сутки. Две и даже три полосы с таким потоком не справляются. Здесь нужна трасса с разделением потоков в четыре полосы движения. Водители прекрасно знают, что если на М-5 замедлил скорость или, хуже того, сломался хотя бы один грузовик, моментально образуется пробка. Проверено, что перекрытие трассы всего на две минуты приводит к такому скоплению транспорта, что затем в течение 40 минут приходится восстанавливать нормальное движение. Естественно, самые большие проблемы возникают в горах, в частности, в районе моей любимой Уреньги. Приводить в надлежащий вид такие участки намного сложнее. Третьи полосы, созданные там дополнительно для подъема, на мой взгляд, положение не спасают. Наоборот, способствуют появлению очагов аварийности. Тем не менее, мы обязательно выполним требование нашей головной организации – «Росавтодора», заявившего, что в 2018 году 85% федеральных автомобильных дорог должны быть приведены в нормативное состояние.
- Что нужно сделать, чтобы превратить М-5 в «дорогу жизни»?
- О главном я уже сказал – нужны четыре полосы с разделением потока на участке от границы области с Башкирией до Чебаркуля. Тогда появятся и комфорт, и безопасность. Естественно, это потребует колоссальных вложений и усилий. Но мы не собираемся сидеть и ждать, когда за нас кто-то это сделает.
Перекрытие на две минуты М-5 приводит к 40-минутной пробке
Сейчас готовим два мощных проекта. Первый связан с расширением М-5 до четырех полос, строительством новых мостов, путепроводов, эстакад и развязок на участке от границы области с Башкирией до Аши, второй – с тем же самым в районе Сатки. Там вообще для нас новое направление. Мы уже обратились в Федеральное дорожное агентство с просьбой внести изменения в федеральную адресную инвестиционную программу и выделить деньги на подготовку этих объектов к реконструкции и строительству. Надеемся, в 2018-2019 годах мы закончим разработку проектов, а в 2025 году введем новые участки в эксплуатацию. Кроме того, на ближайшие годы запланировано строительство и ввод в эксплуатацию двухуровневой Чебаркульской развязки, для этого потребуется провести реконструкцию четырех километров дороги и три построить заново. Также в 2019 году хотим избавиться от болезненной проблемы, на которую обращают внимание все водители, проезжающие М-5. Я имею в виду участок 1809-1820 км. в районе Травников. Нам постоянно задают вопрос, почему дорога 1-й технической категории здесь имеет всего две полосы, а не четыре? Отвечаю: лишь в конце прошлого года, после многочисленных судебных заседаний, нам удалось расторгнуть контракт с прежним подрядчиком. Это позволило заново сформировать объект незавершенного строительства. После доведения объемов от Федерального дорожного агентства мы сможем провести торги по выбору нового подрядчика. Отмечу, что планы по преображению М-5 отвечают общей Стратегии развития автомобильных дорог в нашем регионе.
- Как обстоят дела на других федеральных трассах?
- Дорога на Екатеринбург находится в нормативном состоянии, за исключением двух участков: 56-65 км. и 112-121 км. В этом году выделены лимиты на их ремонт, и мы обязательно приведем эту трассу в порядок до чемпионата мира по футболу. Контракт на ремонт первого участка уже заключен. Гости турнира не должны испытывать никакого дискомфорта при поездке из Екатеринбурга в Челябинск и обратно, чтобы полюбоваться красотой нашей природы. Что касается более отдаленной перспективы, в этом году совместно с «Росавтодором» мы хотим подготовить документацию для капитального ремонта участка 80-120 км., где сейчас осуществляется движение по двум полосам. Вы, наверное, обращали внимание на то, что в этом районе рядом с основной дорогой проходит грунтовка. Проведение капитального ремонта, в отличие от реконструкции, позволит нам без сверхзатрат расширить этот участок до четырех полос, используя имеющийся землеотвод. Если в этом году мы получим деньги на разработку проекта, в следующем обязательно его сделаем, а в 2021 году завершим все работы. И к 2022 году участок дороги до Екатеринбурга, который в народе называют «горлышко», станет четырехполосным. Троицкое направление у нас тоже очень большое. Дорога в целом в нормативном состоянии. Но на некоторых участках требуется заменить слои износа, убрать образовавшуюся колею. Из более глобального – делаем подъезд к Южноуральску. Однако стратегических задач до 2020 года по этой трассе у нас нет, будем поддерживать нормативный уровень проезжей части.
Большое внимание уделяем Кургану. Уже в этом году заключили контракты на два новых объекта капитального ремонта. Еще один находится в стадии размещения документации. Движемся от Кургана в сторону Челябинска. Объекты небольшие, поэтому, уверен, что за строительный сезон мы завершим эту работу. Единственный участок, который вызывает у нас большое беспокойство, - подъезд к Тюмени со стороны Кургана. Мы, конечно, проводим работы по содержанию этой дороги, но ей необходим капитальный ремонт. Пока не хватает средств даже на подготовку соответствующих проектов.
Ледяная дисциплина
- Нынешняя зима оказалась малоснежной. Как это повлияло на вашу работу?
- Со знаком минус. Когда начались снегопады после длительной сухой погоды, некоторых подрядчиков пришлось приводить в чувство. Наверное, любому человеку тяжело заставить себя работать после выходных. Вспоминается восточная поговорка: «Ишак, стоящий в тени, на солнце работать не будет». Я бы предпочел, чтобы у нас каждый день шел снег, и мы организованно его убирали, нежели работать в авральном режиме. Но ничего, справились: и с первым снегом, и со вторым…
- Какие противогололедные реагенты вы сейчас применяете?
- Пока работаем с песко-соляной смесью. Преимущества: хорошая фракционная способность, неплохая «снегооттайка» при определенных условиях, пожалуй, и все. Минусы: грязь на дорогах и «побитые» машины. С другой стороны, в Финляндии, например, зимой на дорогах вообще разбрасывают гранитную крошку, но на «побитые» авто там никто не жалуется. Просто когда по финским дорогам едет комбинированная дорожная машина со скоростью 40 км. в час, никто не будет ее обгонять и, тем более, к ней прижиматься. Очень перспективным выглядит использование хлоридов вместо песко-соляной смеси. Сейчас по такой технологии работает Челябинск. Основный плюс хлоридов – они очень эффективно борются с обледенением дороги. После обработки ими лед моментально вспенивается. Но плюс может моментально обернуться минусом. Если полученную субстанцию быстро не убрать с дороги, она вновь превратится в лед. Поэтому при работе с хлоридами нужна поистине немецкая дисциплина, иначе мы получим не дорогу, а каток. Конечно, такую технологию нужно применять на дорогах с высокой интенсивностью движения. Некоторые подрядчики просят у меня разрешения на использование хлоридов уже сейчас, но, честно скажу, я пока осторожничаю. Не уверен на 100 процентов, что они справятся с такой ответственной работой. Возможно, следующей зимой мы поработаем с хлоридами на участке подъезда к Екатеринбургу: от Челябинска до Долгодеревенского, где движение достаточно интенсивное.
- Александр Владимирович, какие еще меры вы принимаете для обеспечения безопасности движения?
- Аварийные ситуации часто создают машины с перегрузом. Мы активно боремся с этим явлением. При реализации нашей Стратегии возле Чебаркуля в ближайшее время будет построен большой пункт весового контроля. Наверное, сюда же можно отнести и более жесткие требования к подрядчикам по обеспеченности их спецтехникой. От того, насколько качественно они обновляют свой парк, также зависит безопасность движения. Сейчас на торги выставляются новые лоты по содержанию дорог – долгосрочные контракты на пять лет. В них заложено, что подрядчик должен выходить на новый уровень механизации своих работ.
Немало внимания мы уделяем освещенности трасс. В следующем году начнем обустраивать участки дороги «Иртыш» до Кургана. Такая же работа идет возле Каргаполье Курганской области.
- А как у вас развивается автоматизированная система управления движением?
- До систем, которые работают в европейских странах, нам еще далеко. В Германии, например, автоматика сама принимает решение, на какой участок какую технику направить и какую работу та должна выполнить. В эту систему включено большое количество различных приборов и устройств, в том числе метеодатчиков. Человек просто следит за их показаниями и фиксирует конечный результат. Мы стараемся ликвидировать это отставание. На нашей новой технике также устанавливаются датчики. Кроме того, мы подали заявку на расширение сети метеостанций в регионе – с 45 существующих еще на 28, что позволит контролировать дорогу в удаленном режиме на большем количестве участков. Новое направление в нашей работе – установка электронных табло переменной информации, которые информируют водителей о дорожной ситуации, пробках, погоде, схемах объезда, а также устройств «Ваша скорость». Первое табло уже появилось на одном из наших участков в Курганской области.
О новых технологиях и старых покрышках
- Какие еще новые технологии вы используете в своей работе?
- Могу похвастаться, хотя не люблю этого делать. Одними из первых в России мы начали работать по новым предварительным национальным стандартам асфальтобетонной смеси. Они соответствуют требованиям Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». Теперь и при содержании, и при ремонте дорог мы используем новый асфальтобетон. Эти стандарты созданы на базе лучших европейских и отечественных практик. В частности, они вводят новые требования к максимально допустимой глубине коли асфальтобетонных образцов, износу асфальтобетона под действием шипованной резины и сопротивляемости воздействию противогололедных реагентов. По мнению специалистов, применение новых стандартов позволит увеличить срок службы асфальтобетонных покрытий, а также сократит вероятность появления преждевременных дефектов и деформаций при эксплуатации покрытий дорог в условиях высокой интенсивности движения.
- Чтобы вы хотели изменить в содержании дорог в течение ближайших пяти лет?
- Я хочу обратить внимание не столько на технологию, она, конечно, будет совершенствоваться, сколько на процесс. Хочется получать больше обратной связи от пользователей федеральных дорог, в том числе и конструктивную критику. Если вы наехали на ямку или увидели брошенную покрышку на дороге, не поленитесь, позвоните по круглосуточному номеру нашего диспетчера: 8(351)266-65-63. Я гарантирую, что реакция на ваш звонок обязательно последует. Сам иногда устраиваю «народные проверки» подрядчиков. Останавливаюсь возле какой-нибудь брошенной шины на дороге и кладу в нее записку со словами «Здесь был А.В.Лебедев», указываю время. Затем через несколько часов привожу к этой шине мастера. Он клянется, что ее бросили 20 минут назад. После чего я достаю свою записку…
- Интересно, какие компетенции вы считаете ключевыми у ваших сотрудников?
- Дисциплину, желание и любовь к своей работе, нацеленность на результат. Я нахожу время активно заниматься спортом: легкой атлетикой и практической стрельбой. Друзья говорят, что бегаю быстро и стреляю метко (улыбается – Авт.). Но сейчас по отношению к подрядчикам я, скорее, выступаю не как спортсмен, а как тренер. Если их не подгонять и не следить за качеством их работы, к сожалению, результат будет иным. В спорте то же самое. Некоторые спортсмены, если рядом с ними не будет тренера, не будут утруждать себя нагрузками и перестанут прогрессировать.
Итак, что обещают?
- 2019 - должны ввести в работу участок от поворота на Мисяш до Чебаркуля
- 2022 - наконец-то несчастные 40 км от Озерска до Клеопино
- 2025 - реконструкция М5 в горах
По восточному и южному направлений крупных подвижек не ждём :( Ну что ж, посмотрим. Не знал, что курганскими дорогами тоже рулят из Че :)
Мой канал в Яндекс.Дзен - https://zen.yandex.ru/vedmed1969