Ведмедь (vedmed1969) wrote,
Ведмедь
vedmed1969

Ещё про дикий челябинский транспортный капитализм

...читаю интервью и думаю: "Где-то я всё это уже видел! А, Теодор Драйзер в "Титане" описывал американский городской транспорт в виде городских железных дорог... Похоже местами :)"





«Нарушаем, иначе не выжить»: челябинский маршрутчик объяснил «фирменную» манеру езды

Проект «Лови маршрутку» будет неполным, если мы не дадим слово второй стороне. Бывший маршрутчик Виктор с десятилетним стажем работы (сейчас водитель автобуса) согласился рассказать, почему так часто и нахально нарушают правила машины частных перевозчиков, и как, по его мнению, решать проблему. Взгляд на одну из самых критикуемых сегодня профессий изнутри — в интервью 74.ru.

О графике движения

— Основная причина нарушений — необходимость следования графику. Временной интервал между маршрутками составляет от двух до семи минут, но семь минут — это, скорее, для ненагруженных маршрутов, в основном три-четыре минуты. Следование графику проверяется по контрольным точкам. А теперь представьте, что график не корректируется при изменении дорожной обстановки: пробка или нет, ты обязан выдерживать свои три минуты. Если маршрутка где-то отстала из-за пробки, она вынуждена нагонять: или нарушать, или резать маршрут.

Ехать в графике важно, чтобы собрать пассажиров. Есть «жирные» остановки, где собирается много клиентов, например, Алое Поле, Доватора, Дворец спорта. Маршрутчику необходимо приехать туда не последним, иначе пассажиров заберут другие машины, в том числе с конкурирующих маршрутов.

О желании гонять
— Есть контингент водителей, которые любят агрессивную и быструю езду, но их не так много. Большинство поначалу ездит спокойно, но постепенно принимает правила игры, потому что иначе будешь кататься бесплатно. Возникает профессиональная деформация, расшатываются нервы, негатив часто выплёскивается в семью.

О заработках
— Если водитель наёмный, за смену он должен отдать порядка 5000 рублей собственникам автобуса и самого маршрута. Еще одна-две тысячи уходит на топливо. Всё, что он заработал сверху — его, сейчас это обычно две-три тысячи рублей за смену. Если маршрутчик будет ездить спокойно и выпускать вперёд маршрутки конкурентов, он просто не заработает.

Такса зависит от направления: где-то отдают по 2,5 тысячи, где-то 5,5 тысячи.

Для владельцев автобусов плата за работу на маршруте составляет порядка 1000 рублей в сутки, но им приходится окупать технику, а это не быстро. Считайте, что новый ПАЗ стоит около 1,3 миллиона рублей, плюс его нужно обслуживать и ремонтировать, поэтому окупается он обычно пару лет, в течение которых ты просто работаешь на свою машину. Опять же, будешь ездить медленно, срок окупаемости растянется до бесконечности.

Маршрутчик работает в среднем по 14 часов в смену, ещё час на подготовку, обед и так далее, то есть это 15 часов на ногах. Универсального графика нет: кто-то ездит два дня через два, кто-то четыре через четыре, кто-то по пятидневке (в основном на своих автобусах). В месяц выходит около 30 тысяч рублей, но, конечно, можно и больше, если ездить без выходных.

О гастарбайтерах
— Как-то увидел маршрутку, которая едет по встречной полосе задним ходом — маршрутчику лень было разворачиваться, чтобы подъехать к АЗС по правилам. Я остановился и кричу ему: «Ты права за барана купил?» Он отвечает: «Нэ, за двух». Он не шутил.

Многие приезжие не знают правил в принципе. Штрафы они или не платят, или воспринимают как издержки, а если их лишают прав — выкупают за определённые деньги. Когда шла массовая замена водительских прав на российские, вопрос решался за 25 тысяч рублей, причём иногда им подсовывали отпечатанную на цветном принтере подделку.

О конкуренции
— Корень проблемы в том, что за последние годы сильно возросла конкуренция. Количество маршруток оказалось избыточным, пассажиров же не стало больше. Десять лет назад водитель маршрутки мог зарабатывать за смену 5000 рублей, сегодня — в два раза меньше. У многих перевозчиков совпадает часть маршрута, скажем, 56-й и 40-й едут несколько километров по Свердловскому проспекту бок о бок. А люди не будут ждать — они сядут к тому, кто приедет первым. Важно успевать, отсюда нездоровые проявления: обогнать, подрезать, заблокировать чужую маршрутку... Конкуренция особенно сильная вблизи ключевых остановок, к которым нужно приезжать раньше конкурентов.

По сути, вся проблема в организации перевозок: наплодили маршрутов и пытаются отжать максимум прибыли из каждого. Водители поставлены в условия, когда нужно ездить на грани фола или не работать вообще.

Об авариях

— Аварии невыгодны, потому что это потерянный день на оформление, а потом непредсказуемое время на ремонт, то есть большие выпадающие расходы. Поэтому маршрутчики стараются не попадать в ДТП, даже если нарушают правила.

О нелегальных перевозчиках

— Как таковых нелегалов нет и быть не может. Если под ними понимать какого-то случайного водителя, который вклинивается в чужой рейс, то его вычислят за несколько минут: встречные водители отзвонятся и скажут мне и тому, кто идёт впереди, что между нами затесался левый автобус, через три минуты мы его зажмём, сначала поговорим, не поймёт — сломаем зеркала, можем стекло разбить, это практикуется. Так никто не работает.

Каждый маршрутчик имеет какое-то основание для работы. Понятно, что у некоторых есть контракт с администрацией, у других нет. Если тебе не продлили контракт, оформляешь как ученический автобус, экскурсионный и так далее.

Власти катят бочку на нелегалов, но проблемы-то не в них, а в общей избыточности перевозчиков. В остальном правила игры у водителя экскурсионного маршрута или официального (с контрактом) одинаковые, и все они мотивированы ездить быстрее.

Даже если уберут с дороги часть маршруток, которые работают без контракта с администрацией, заменят их на легальные, а принцип останется.

Сейчас идёт передел бизнеса, поэтому одни маршруты закрывают, другие запускают, но сути дела это не меняет.

Что делать?
— Конечно, соблюдать график было бы проще, если бы в городе не было пробок. Но это не реально. Если же вернуться к сути проблемы, нужно сокращать количество машин и централизовать управление перевозками. У нас были примеры нормальной работы даже по пробкам, например, в 2005 году они были особенно сильными, но как только начинался час пик или происходила авария, диспетчеры сообщали нам об изменении графика, и все просто ехали по реальной обстановке, не стараясь никого обогнать. Но тогда можно было заработать до 5000 рублей за смену, потому что перевозчиков было меньше. Сейчас ты не можешь себе позволить расслабиться даже в пробке, потому что кто-то влезет впереди и лишит тебя дохода, который и так сильно упал. Я ещё раз подчеркну, что водитель должен заработать не только для себя, но и отдать около семи тысяч рублей в день на топливо, владельцу машины, владельцу маршрута.

Навести порядок в этой сфере можно и даже несложно. Например, любой маршрут можно закрыть за два дня. Есть ряд нарушений, характерный для всех перевозчиков, поэтому приостановить лицензию на 90 суток можно на раз-два. Все они на крючке. Централизованное управление под эгидой губернатора решило бы проблему в два счёта. Остались бы только лучшие водители, которые умеют ездить и знают правила. Другое дело, что для этого нужна воля властей и необходимость поступиться бизнесом, который приносит очень хорошие деньги.

Об объёме рынка
— По моим оценкам, в городе сейчас работает порядка 4000 маршруток. Пусть каждая в день собирает 6,5 тысячи рублей — беру не самую большую цифру. Получаем 26 миллионов рублей в день, или около 10 миллиардов в год. Можете представить себе, насколько это лакомый бизнес, чтобы отказываться от него добровольно. И никого не интересует соблюдение ПДД — всех интересует доход. Попутно, кстати, возникает вопрос оплаты налогов, потому что многие водители или не оформлены, или работают за якобы минимальную зарплату около 10 тысяч рублей, с которой платятся налоги. На бумаге у нас же все альтруисты.

Об устройствах слежения
— По-моему, на маршруте 66 пытались внедрить устройства слежения, которые давали информацию о скорости и положении маршрутки диспетчерам, но не помогло. Допустим, кто-то отстал, задний обогнать его не может и едет следом, оставаясь без пассажиров, потому что их забирает тихоход. А план-то у всех одинаковый. В итоге люди уходят с маршрута, а хорошие водители в дефиците.

О молчунах
— Пассажиры ворчат на манеру езды маршрутчиков, а замечания им делают крайне редко. Я согласен, не всегда это помогает, но иногда действует. В каждой маршрутке есть номера телефонов для жалоб, по своему опыту могу сказать, что реакция на обоснованную жалобу почти мгновенная, маршрутчика могут оштрафовать, например, на 500 рублей — довольно чувствительно (три-четыре часа работы). Разговоры о том, что владелец компании ничего не может сделать с водителями из-за страха их потерять, верны лишь отчасти: за хорошие маршруты водители держатся.

О профессиональном жаргоне
— Пассажиров маршрутчики называют «мослами». Если едет от конечной и до конечной — «кирпич» или «пенёк». Если водитель едет медленно, говорят «резинит».

О себе
— Я долго работал на маршрутке, сейчас езжу на междугороднем рейсе, где нет такого жесткого графика и конкуренции, поэтому я могу позволить себе соблюдать правила и не спешить.

О проекте «Лови маршрутку»
— Пока власти не захотят изменить ситуацию в корне, штрафы и гаишные рейды — мёртвому припарки. Вернее, всё это действует, но не устраняет сути проблемы, а она — в чрезмерной конкуренции и отсутствии согласованности между маршрутами.


Ужас какой - за жалкий тридцатник в месяц так убиваться, ежеминутно рискуя пассажирами! Понятно, что оккупационная администрация не лезет в этот гадюшник - можно головы лишиться. Да и зачем? И губернатору не с руки там всё ворошить - "мослы" ездят, радуются, мол, хоть и страшно, зато быстро и весело доехать можно, ну так зачем этим заниматься? Есть поинтереснее вещи - саммит ШОС и микроВСМ :)




Мой канал в Яндекс.Дзен - https://zen.yandex.ru/vedmed1969
Tags: 2018, Челябинск, маршрутка, общественный транспорт
Subscribe

Posts from This Journal “маршрутка” Tag

  • РазноЧелябинск-14

    ...всё, на что жалко тратить отдельный пост, а терять не хочется. Офисный переезд :) Этот выпуск будет со строительным уклоном, ибо оживились…

  • Смайлик

    ...одно время их было очень много и они постоянно мелькали по Свердловскому проспекту, ибо ездили в основном по маршруту № 40. А потом они все…

  • В который раз на те же грабли

    Праздник - это замечательно, но... Колонна маршруток по Труда, в мечеть приехали (фото из статьи) Челябинцы в час пик столкнулись с дефицитом…

  • О грязи

    ...поганых маршруток стало слишком много, они создают неудобства остальным водителям своим неадекватным поведением на дороге. Сегодня утром один…

  • РазноЧелябинск - 3

    ..за вчера и сегодня настриг всякого хаотического Погода сегодня была совершенно весенняя, аж плюс 17. Говорят, снова будут метели и гололёд :)…

  • Пришелец с юга

    ...я ж писал, что маршрутная мафия независимые перевозчики тащут в город ПАЗики со всей страны? Ну вот, еще один нелегал, из Орена. Но этот…

  • РазноЧелябинск -1

    ...хаотическое за сегодня. Растут этажи Башен Свободы! Наши соседи частенько по челябинским улицам шастают - это вообще какие-то официальные…

  • InstantЕбург-22. Сломанный Зуб

    ...поехали сегодня почти спонтанно - но всё получилось. Выехали вовремя - аккурат на выезде из Че радио провозгласило, что настало восемь утра, а…

  • Дело труба

    ...левая "граната" начала постукивать - в принципе, на 140 почти что тысячах пробега, при условии, что машину я не жалею, ямки не объезжаю и не…

promo vedmed1969 january 26, 2014 18:04 169
Buy for 50 tokens
Можно? :) Тут и там разные люди много всякого пожелали преемнику Михаила Валерьевича - от восстановления челябинского автовокзала на старом месте до немедленного повального озеленения города и сужения дорог. Я же попрошу об одной незначительной вещи - пустите в город IKEA. Очень не хочется…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 78 comments