Ведмедь (vedmed1969) wrote,
Ведмедь
vedmed1969

Чудо-зверята

...сегодня еду такой по Братьев Кашириных в сторону посёлка Шершни и при въезде на Тополинку вот такое чудо в окне мелькает справа (снято позже, конечно :))



"Что за "Унимог" такой?" - думаю... И через мгновение дошло

Я ж про это когда-то читал в журнальчике "Грузовик-Пресс", столь нелюбимым diecast43, который безвременно и скоропостижно ушёл от нас в Дрим иной стендалон на вордпресе (понимаю, что не совсем так, но по сравнению с ЖЖ - стендалон :)), но, надеюсь, увидит это через Фейсбук :) Вот хорошие люди запугали себя кровавой гебнёй до колик, это надо же.. Ну, не мне, старому менту, их судить :D

Так вот - это, оказывается, и есть НАМИ-2338, о котором писали в ГП, аж в январе 2007 года. Да, разумеется, бумажный номер у меня есть - хранится в гараже. И спасибо товарищам из ГП - в отличие от своих коллег-жлобов из "Авторевю" они не стали прятать архивы под замок и продавать статьи за деньги, ибо несправедливо это - я лично один раз уже купил у них эту информацию.

Вот что пишет широко известный в узких кругах Максим Шелепенков:

"Такого темпа работы никогда еще раньше не было – менее чем за девять месяцев в НАМИ был разработан не только типаж ранее не существовавших в нашей стране Мобильных Малогабаритных Транспортных Средств (ММТС) для сельского хозяйства, но и в рамках этого типажа разработано и построено сразу пять различных опытных образцов.

За пятнадцать лет рыночной экономики в нашей стране стало понятно, что многие крупные государственные сельскохозяйственные производители прекратили свое существование и им на смену пришли мелкие и средние частные хозяйства, которые не в состоянии приобретать дорогую узкоспециализированную сельскохозяйственную технику. Таким хозяйствам требуется универсальная техника, приспособленная для выполнения различных задач: обработка земли, посевные работы, внесение удобрений и, конечно, транспортные работы по вывозу урожая в места реализации или хранения. В дополнение к этому часто сельхозпроизводитель использует эту технику и для обслуживания животноводческих ферм.

Учитывая все эти аспекты, в Министерстве сельского хозяйства России поставили вопрос: нельзя ли создать такое универсальное энерговооруженное транспортное средство, которое способно в равной степени решать все эти задачи? Ведь если бы такое ТС было создано, то при цене 200 000 руб. его потребность в стране была бы не менее 30 тыс. штук ежегодно!

Вопрос о ММТС оказался настолько важным и актуальным, что был поднят на государственном уровне, и в бюджете страны на 2006 год появилась отдельная строка: «Проведение научных исследований, разработка типажа и создание мобильных малогабаритных транспортных средств для сельского хозяйства».

Следуя «букве» закона, Министерство сельского хозяйства РФ объявило в феврале 2006 года конкурс на разработку типажа ММТС среди проектных организаций. Условия конкурса были очень жесткими, требовалось до 1 декабря не только разработать типаж транспортных средств в рамках технического задания, но и построить не менее 3 опытных образцов и провести их предварительные испытания. Государственный контракт по итогам конкурса достался Научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ).

Познать неизведанное

Однозначного видения конструкции и компоновки ММТС на момент получения правительственного контракта не было даже в НАМИ, поэтому в самом институте в рамках выданного ТЗ сразу четыре проектные группы предложили свои концепции. В итоге было выбрано два проекта, из которых один лег в основу ММТС малого и особо малого класса, другой – в основу ММТС среднего класса. Таким образом, над разработкой и постройкой сельскохозяйственных транспортных средств в институте работали сразу две конструкторские группы: ММТС малого класса делались под руководством И.М. Минкина, а ММТС среднего класса – под руководством Т.Д. Дзоценидзе.

Машины обеих групп, созданные для решения одних и тех же транспортных и технологических задач, значительно отличаются друг от друга как по внешнему виду, так и по конструкции и компоновке основных агрегатов. Поэтому есть смысл в рамках данной статьи подробно рассмотреть конструкцию ММТС обоих творческих коллективов, но сначала нужно разобраться, что же объединяет эти два проекта.

Прежде чем приступать к детальной проработке проектов ММТС в НАМИ постарались разобраться, какие свойства и возможности должны быть у разрабатываемых транспортных средств. Прежде всего – полный привод, так как машинам предстоит не только двигаться по грунтовым дорогам в любое время года, но и выполнять сельскохозяйственные операции, выходя на пашню. Создаваемые машины должны в течение длительного времени обеспечивать минимальную технологическую скорость 3,5 км/ч и обладать высокими тяговыми показателями, чтобы они могли работать с плугом. При этом по дорогам с усовершенствованным покрытием машины должны передвигаться с высокой транспортной скоростью (до 60 км/ч). В обязательном порядке ММТС должны иметь установки передней и задней навески сельскохозяйственных механизмов и выводы валов отбора мощности (ВОМ), а для выполнения простейших транспортных задач – самосвальную платформу. Учитывая особенности климата, такое транспортное средство должно быть оборудовано комфортабельной закрытой кабиной с большой площадью остекления и эффективной системой поддержания микроклимата.

Но и это еще не все. Для обеспечения минимальной стоимости в массовом производстве, хорошей ремонтопригодности и обеспечения простого технического обслуживания при эксплуатации на всех разрабатываемых ММТС должны применяться только механизмы и агрегаты, созданные на основе уже выпускаемых промышленностью узлов, а при массовом производстве транспортных средств не должны использоваться технологии, требующие сложного и дорогостоящего оборудования.

При разработке типажа ММТС приходилось особенно тщательно учитывать требования, предъявляемые в России к сельскохозяйственной технике. Прежде всего принимался в расчет класс тяги ТС и его агротехническая колея для работы в междурядье. И в то же время на машинах старались не отставать от требований, предъявляемых и к автомобилям, в том числе и по безопасности (наличие травмобезопасной рулевой колонки, ремней безопасности, автомобильной светотехники).

Малый и особо малый класс

Все перечисленные условия создания полноценного ММТС сложнее всего было выполнить в полном объеме именно на машинах малого и особо малого класса. Подбор агрегатов и их взаимное расположение на маленьких ТС представляется невероятно сложной задачей, тем более что для обеспечения хорошей проходимости машин и приличных тяговых свойств требовалась близкая к идеальной (50/50) развесовка по осям и постоянный полный привод. При этом немаловажное значение придавалось конструкторским коллективом ресурсу и распространенности используемых узлов и агрегатов.

Эта конструкторская задача была решена достаточно оригинально. Посередине трубчатой пространственной рамы размещается продольно, маховиком вперед наклоненный набок (на 54c) дефорсированный двигатель ВАЗ-21082, который в связи с наклоном подвергся специальным доработкам в системах смазки двигателя и выпуска отработанных газов. С двигателем состыкована специально доработанная до 6-ступенчатого варианта коробка передач, созданная на основе стандартной коробки от автомобиля ВАЗ-2108 и получившая дополнительный вал отбора мощности для привода насоса гидравлических систем ММТС.

При разработке типажа ММТС приходилось особенно тщательно учитывать требования, предъявляемые в России к сельскохозяйственной технике. Прежде всего принимался в расчет класс тяги ТС и его агротехническая колея для работы в междурядье. И в то же время на машинах старались не отставать от требований, предъявляемых и к автомобилям, в том числе и по безопасности (наличие травмобезопасной рулевой колонки, ремней безопасности, автомобильной светотехники).

Малый и особо малый класс

Все перечисленные условия создания полноценного ММТС сложнее всего было выполнить в полном объеме именно на машинах малого и особо малого класса. Подбор агрегатов и их взаимное расположение на маленьких ТС представляется невероятно сложной задачей, тем более что для обеспечения хорошей проходимости машин и приличных тяговых свойств требовалась близкая к идеальной (50/50) развесовка по осям и постоянный полный привод. При этом немаловажное значение придавалось конструкторским коллективом ресурсу и распространенности используемых узлов и агрегатов.

Эта конструкторская задача была решена достаточно оригинально. Посередине трубчатой пространственной рамы размещается продольно, маховиком вперед наклоненный набок (на 54c) дефорсированный двигатель ВАЗ-21082, который в связи с наклоном подвергся специальным доработкам в системах смазки двигателя и выпуска отработанных газов. С двигателем состыкована специально доработанная до 6-ступенчатого варианта коробка передач, созданная на основе стандартной коробки от автомобиля ВАЗ-2108 и получившая дополнительный вал отбора мощности для привода насоса гидравлических систем ММТС.

Средний класс

В семействе ММТС среднего класса предусмотрено три типоразмера машин, относящихся к разным тяговым классам: НАМИ-1337 (0,3); НАМИ-1338 (0,6); НАМИ-2338 (0,9). Машины различаются шириной колеи (1200, 1500 и 1800 мм соответственно) и грузоподъемностью (от 600 до 800 кг). В качестве силовых агрегатов для них были
выбраны 2- (НАМИ-1337), 3- (НАМИ-1338) и 4-цилиндровые (НАМИ-2338) дизельные двигатели воздушного охлаждения производства Владимирского моторо-тракторного завода. Рама для ММТС среднего класса с некоторыми изменениями заимствована от автомобилей семейства «Соболь» производства ГАЗ, как и 5-ступенчатая коробка передач.

А вот о трансмиссии ММТС среднего класса надо рассказать особо. Для увеличения крутящего момента, передаваемого на колеса, сразу после КП установлен 4-ступенчатый ходоуменьшитель, собранный на основе стандартной КП автомобиля ГАЗ-53 с дистанционным механизмом переключения (от автомобиля ВАЗ-2108), так как сама коробка относительно кабины ММТС сильно отнесена назад и повернута немного набок. Далее в едином блоке с ходоуменьшителем установлена двухступенчатая раздаточная коробка от полноприводной «ГАЗели», от которой собственно уже и расходятся карданные передачи на мосты. Многоступенчатая трансмиссия ММТС, созданная практически по одной оси, без дополнительных передающих карданных валов, получилась оригинальной. У нее даже появилось собственное запатентованное название Tranceaxis (трансмиссионная ось). Она имеет 40 передач вперед и 20 назад, и реализовать в полной мере такие возможности обычному эксплуатационнику очень тяжело, поэтому в окончательном виде в трансмиссии останется только 12 передач вперед и 4 назад. Мосты на ММТС среднего класса изготовлены на основе мостов полноприводных автомобилей «Соболь», на которые на специальных дисках установлены широкопрофильные шины с развитыми грунтозацепами.

тобы снизить вибрационные нагрузки от двигателя и трансмиссии, их крепят к раме ММТС через шесть амортизационных опор. Испытания показали, что это правильное решение – вибрации от тракторного дизеля нешуточные, но они никак не влияют на комфортабельность поездки на ММТС. К сожалению, такие опоры пока не производятся массово отечественной промышленностью и на опытных образцах гидроопоры применены от автомобиля Mercedes-Benz, сильно удорожающие конструкцию.

На все ММТС среднего класса устанавливается унифицированное семейство кабин. На НАМИ-1337 это может быть одно- или двухместная кабина, на НАМИ-1338 – двух- или трехместная, а на НАМИ-2338 – трех- или двухрядная пятиместная кабина. Все кабины изготавливают на трубчатом каркасе и обшивают пластиковыми формованными вакуумным способом панелями. Во внутренней отделке кабин широко применяются стандартные детали и элементы горьковских автомобилей семейства «Соболь». В базовой комплектации ММТС оснащены самосвальной платформой с трехсторонней разгрузкой и независимыми валами отбора мощности спереди и сзади для привода навешиваемого на машину оборудования."


Дальше тут.

А теперь - слайды!







Что же случилось с вот этим конкретным экземпляром? думаю, просто хозяин разочаровался - машина сырая и недоделанная, как видно из текста, в трансмиссии адская комбинация серийных и оригинальных деталей, но и оригинальные не эталон. С гарантией, полагаю, неважно. Машина, похоже, была задумана как охотничий транспорт - это вообще-то трактор по сути. Не "Унимог", да, хотя и похож маленько. Ну и ожидаемый результат - стоит на приколе. "Я так думаю!" (с) "Мимино"

А вот вам весёлый жизнерадостный бонус - дяденька, видимо, считает, что он велосипед, и можно ездить по тротуару :)



Кетайщина какая-то, полагаю.

Ладно, не переключайтесь совсем - завтра с утра еще один чудо-болид выложу, попался сегодня вечером. :)

Tags: 2017, Челябинск, автомобили, мои книжки, мото, трактор
Subscribe
promo vedmed1969 january 26, 2014 18:04 168
Buy for 50 tokens
Можно? :) Тут и там разные люди много всякого пожелали преемнику Михаила Валерьевича - от восстановления челябинского автовокзала на старом месте до немедленного повального озеленения города и сужения дорог. Я же попрошу об одной незначительной вещи - пустите в город IKEA. Очень не хочется…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments