Ведмедь (vedmed1969) wrote,
Ведмедь
vedmed1969

Килотонны чёрного нала

...никак не меньше - город-то у нас большой, а металлическая мелочь - тяжёлая :)



Бывшая машина Мосгортранса с неисправным или неналаженным электронным маршрутоуказателем

"Челябинский обзор" (то есть Дмиртий Моргулес, конечно) разродился замечательной статьёй на тему автобусного транспорта в Челябинске. Публикую под катом целиком - мало ли что


Состояние общественного транспорта Челябинска вызывает тревогу уже не первый год. Тем не менее, каждый день сотни и сотни маршруток и автобусов отправляются на улицы города перевозить его жителей и зарабатывать деньги своим владельцам. Мы решили выяснить, кто владеет крупнейшими транспортными предприятиями Челябинска, и сколько денег крутится на рынке маршрутных перевозок.

7bee5f75195d03bd17bf6452542d4368.png

В своем исследовании мы, во-первых, ограничились сугубо внутригородскими автобусными и маршрутными перевозками и не брали в расчет электротранспорт — троллейбусы и трамваи в Челябинске исключительно муниципальные.

В качестве источников информации мы использовали официальные данные — в частности, опубликованный на сайте управления транспорта администрации города Челябинска реестр заключенных договоров на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам, а также данные Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), а также данные специализированных баз данных «Контур.Фокус» и СПАРК.

В реестре договоров прописаны компании-перевозчики, маршруты, которые они обслуживают, а также число и категория транспортных средств, которые перевозчик обязан выпускать на линию (категория М2 — транспортные средства, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса их не превышает 5 тонн, проще говоря, микроавтобусы; категория М3 — транспортные средства с теми же характеристиками, но массой более пяти тонн, а именно — автобусы средней (типа ПАЗ) или большой вместимости).

Впрочем, сразу оговоримся — мы не уверены в точности и актуальности реестра управления транспорта. Во-первых, примерно половина из заключенных договоров в нем сами же транспортники обозначают как расторгнутые, во-вторых, данные компаний-перевозчиков в реестре при сравнении с данными ЕГРЮЛ оказывались устаревшими или неточными.

Кроме того, как пояснил представитель одной из частных компаний-перевозчиков, реальное количество выводящихся на линию транспортных средств может значительно отличаться от заявленного в договоре.

«Многое зависит от маршрута, — пояснил он. — Какие-то не очень рентабельны, и перевозчики, снижая число автобусов на линии, по сути, держат машины на всякий случай, про запас, чтобы не терять право перевозки. А вот с наиболее рентабельными маршрутами ситуация обратная — на деле на линии может оказаться не 20, а, например, 50 автобусов. Проверки, конечно, бывают, но ловят на этом редко».

Тем не менее, если верить муниципальному реестру, то в Челябинске работают 35 компаний-перевозчиков, обслуживающих 82 маршрута с помощью 1489 транспортных средств, из которых 446 — автобусы большой и средней вместимости, а 1053 — микроавтобусы.

Впрочем, и эти данные не совсем полностью отражают картину.

Во-первых, далеко не всегда все эти транспортные средства одновременно находятся на линии. Часть автобусов и микроавтобусов — в резерве, часть — в ремонте.

Во-вторых, к внутригородским маршрутам можно смело добавить крупнейшие пригородные маршруты (например Челябинск — Копейск или Челябинск — Долгодеревенское), значительная часть которых идет по улицам Челябинска, и которыми пользуются челябинцы. Всего, по оценкам участников рынка, на этих маршрутах задействовано еще до 200-250 автобусов и микроавтобусов.

В-третьих, в последнее время резко активизировались откровенно нелегальные перевозчики, в том числе — под видом неких «экскурсионных маршрутов». Впрочем, их число не так велико — до нескольких десятков единиц. Однако определенную часть выручки у легальных перевозчиков они, безусловно, отнимают.



Вот как раз один из нелегалов

Крупнейшим игроком на рынке внутримуниципальных перевозок вроде бы остается МУП «Челябавтотранс» — формально в его ведении 35 маршрутов, которые должны обслуживать 246 автобусов.

Однако на деле предприятие в глубоком кризисе, находится в стадии банкротства, и мэрия отчаянно ищет варианты его оздоровления (либо подключения к процессу перевозок резервного предприятия, как не так давно заявлял «Челябинскому обзору» начальник городского управления транспорта Роман Болотов).

Структура частных игроков внутригородских перевозок во многом ровно та же, что и два с половиной года назад, когда «Челябинский обзор» проводил похожее исследование. На рынке фактически доминируют четыре крупнейших холдинга, объединяющих в общей сложности около 20 предприятий-перевозчиков. Кроме них есть еще 2-3 крупных независимых перевозчика, и около десятка мелких игроков.

Крупнейший холдинг на рынке — конгломерат, контролируемый семьей Поляниных и Константином Новицким, а также их доверенными лицами (Александр Чуркин, Василий и Павел Глуховы, Александр Исаев, Татьяна Барабанова). Объединяет в общей сложности восемь юридических лиц, которые, если верить данным муниципального реестра, обслуживают в совокупности 11 маршрутов силами 346 транспортных средств.

Второй по величине игрок рынка — группа компаний, контролируемых Ильей и Александром Кушнеруками, а также Антоном Акулой и Дмитрием Осинским. На их «счету» четыре предприятия, обслуживающие 10 маршрутов с помощью 168 автобусов и микроавтобусов.

За ним следует группа из трех компаний, основными владельцами которых являются Ян Каминский, Сергей Вербовский и Амир Даутов. За ними числится обслуживание четырех маршрутов и 137 транспортных средств.

Любопытно, что в декабре прошлого года Сергея Вербовского, фигурировавшего в громком деле о «маршрутных войнах», суд приговорил к 10 годам лишения свободы в колонии строгого режима за вымогательство под угрозой умышленной порчи чужого имущества (речь идет о попытках поджога, порче колес и даже обстрела маршруток конкурентов). Тем не менее, по данным ЕГРЮЛ он продолжает числиться не только владельцем долей в предприятиях, но и директором в одном из них.

Четвертый по величине игрок — три компании, которые контролируют Альфия, Дамир и Дмитрий Даутовы. За ними числится три маршрута и 126 транспортных средств.

Кроме этой четверки, заметную роль играют Светлана Деменюк (на ее ИП — три маршрута и 120 автобусов), холдинг, где основными владельцами являются экс-форвард хоккейного «Трактора» Станислав Чистов и Константин Дюльдин (раньше еще одним совладельцем этих предприятий был депутат Городской думы Челябинска Сергей Резников), за которыми четыре маршрута и 90 автобусов, компания ТСМ-1 (два маршрута и 70 транспортных средств) и ООО «Первая гильдия +» (два маршрута, 57 автобусов).

В своем исследовании мы, во-первых, ограничились сугубо внутригородскими автобусными и маршрутными перевозками и не брали в расчет электротранспорт — троллейбусы и трамваи в Челябинске исключительно муниципальные.

В качестве источников информации мы использовали официальные данные — в частности, опубликованный на сайте управления транспорта администрации города Челябинска реестр заключенных договоров на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам, а также данные Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), а также данные специализированных баз данных «Контур.Фокус» и СПАРК.

В реестре договоров прописаны компании-перевозчики, маршруты, которые они обслуживают, а также число и категория транспортных средств, которые перевозчик обязан выпускать на линию (категория М2 — транспортные средства, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса их не превышает 5 тонн, проще говоря, микроавтобусы; категория М3 — транспортные средства с теми же характеристиками, но массой более пяти тонн, а именно — автобусы средней (типа ПАЗ) или большой вместимости).

Впрочем, сразу оговоримся — мы не уверены в точности и актуальности реестра управления транспорта. Во-первых, примерно половина из заключенных договоров в нем сами же транспортники обозначают как расторгнутые, во-вторых, данные компаний-перевозчиков в реестре при сравнении с данными ЕГРЮЛ оказывались устаревшими или неточными.

Кроме того, как пояснил представитель одной из частных компаний-перевозчиков, реальное количество выводящихся на линию транспортных средств может значительно отличаться от заявленного в договоре.

«Многое зависит от маршрута, — пояснил он. — Какие-то не очень рентабельны, и перевозчики, снижая число автобусов на линии, по сути, держат машины на всякий случай, про запас, чтобы не терять право перевозки. А вот с наиболее рентабельными маршрутами ситуация обратная — на деле на линии может оказаться не 20, а, например, 50 автобусов. Проверки, конечно, бывают, но ловят на этом редко».

Тем не менее, если верить муниципальному реестру, то в Челябинске работают 35 компаний-перевозчиков, обслуживающих 82 маршрута с помощью 1489 транспортных средств, из которых 446 — автобусы большой и средней вместимости, а 1053 — микроавтобусы.

Впрочем, и эти данные не совсем полностью отражают картину.

Во-первых, далеко не всегда все эти транспортные средства одновременно находятся на линии. Часть автобусов и микроавтобусов — в резерве, часть — в ремонте.

Во-вторых, к внутригородским маршрутам можно смело добавить крупнейшие пригородные маршруты (например Челябинск — Копейск или Челябинск — Долгодеревенское), значительная часть которых идет по улицам Челябинска, и которыми пользуются челябинцы. Всего, по оценкам участников рынка, на этих маршрутах задействовано еще до 200-250 автобусов и микроавтобусов.

В-третьих, в последнее время резко активизировались откровенно нелегальные перевозчики, в том числе — под видом неких «экскурсионных маршрутов». Впрочем, их число не так велико — до нескольких десятков единиц. Однако определенную часть выручки у легальных перевозчиков они, безусловно, отнимают.

Крупнейшим игроком на рынке внутримуниципальных перевозок вроде бы остается МУП «Челябавтотранс» — формально в его ведении 35 маршрутов, которые должны обслуживать 246 автобусов.

Однако на деле предприятие в глубоком кризисе, находится в стадии банкротства, и мэрия отчаянно ищет варианты его оздоровления (либо подключения к процессу перевозок резервного предприятия, как не так давно заявлял «Челябинскому обзору» начальник городского управления транспорта Роман Болотов).

Структура частных игроков внутригородских перевозок во многом ровно та же, что и два с половиной года назад, когда «Челябинский обзор» проводил похожее исследование. На рынке фактически доминируют четыре крупнейших холдинга, объединяющих в общей сложности около 20 предприятий-перевозчиков. Кроме них есть еще 2-3 крупных независимых перевозчика, и около десятка мелких игроков.

Крупнейший холдинг на рынке — конгломерат, контролируемый семьей Поляниных и Константином Новицким, а также их доверенными лицами (Александр Чуркин, Василий и Павел Глуховы, Александр Исаев, Татьяна Барабанова). Объединяет в общей сложности восемь юридических лиц, которые, если верить данным муниципального реестра, обслуживают в совокупности 11 маршрутов силами 346 транспортных средств.

Второй по величине игрок рынка — группа компаний, контролируемых Ильей и Александром Кушнеруками, а также Антоном Акулой и Дмитрием Осинским. На их «счету» четыре предприятия, обслуживающие 10 маршрутов с помощью 168 автобусов и микроавтобусов.

За ним следует группа из трех компаний, основными владельцами которых являются Ян Каминский, Сергей Вербовский и Амир Даутов. За ними числится обслуживание четырех маршрутов и 137 транспортных средств.

Любопытно, что в декабре прошлого года Сергея Вербовского, фигурировавшего в громком деле о «маршрутных войнах», суд приговорил к 10 годам лишения свободы в колонии строгого режима за вымогательство под угрозой умышленной порчи чужого имущества (речь идет о попытках поджога, порче колес и даже обстрела маршруток конкурентов). Тем не менее, по данным ЕГРЮЛ он продолжает числиться не только владельцем долей в предприятиях, но и директором в одном из них.

Четвертый по величине игрок — три компании, которые контролируют Альфия, Дамир и Дмитрий Даутовы. За ними числится три маршрута и 126 транспортных средств.

Кроме этой четверки, заметную роль играют Светлана Деменюк (на ее ИП — три маршрута и 120 автобусов), холдинг, где основными владельцами являются экс-форвард хоккейного «Трактора» Станислав Чистов и Константин Дюльдин (раньше еще одним совладельцем этих предприятий был депутат Городской думы Челябинска Сергей Резников), за которыми четыре маршрута и 90 автобусов, компания ТСМ-1 (два маршрута и 70 транспортных средств) и ООО «Первая гильдия +» (два маршрута, 57 автобусов).



Кроме маршруток, в некоторые углы города (тот же Белый хутор), не ходит ничего.

Что же до денег, за которые бьются муниципальные и частные предприятия-перевозчики, то точный их размер определить довольно трудно.

Что касается выручки МУПа «Челябавтотранс» — она достаточно прозрачна и отражается в бухгалтерской отчетности. Так, за 2015-й год (более свежих цифр в базах данных пока нет) это было 608,35 миллиона рублей.

А вот частные перевозчики... Здесь ситуация, прежде всего, весьма непрозрачна. Во-первых, речь идет о наличных деньгах. Во-вторых, формы работы с ними внутри перевозчика могут быть разными, и порой — весьма вольными. К тому же конкретные финансовые показатели сильно зависят от конкретного маршрута и даже дней недели.

Как на условиях анонимности рассказал один из владельцев челябинской компании-перевозчика, один из вариантов — когда на маршрут компании перевозчика «встает» частное лицо на своем личном транспорте (так бывает, в частности, когда компании в силу тех или иных причин не хватает собственного автопарка). В этом случае водитель платит предприятию определенную сумму за де-факто аренду права возить пассажиров по маршруту (в зависимости от маршрута — от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей в день). Все, что свыше — остается ему, при этом расходы на топливо и содержание автобуса также остаются на водителе.

Если же водитель работает на транспорте, принадлежащем предприятию, то перед ним, как правило, ставится определенный план по выручке. В бОльшей части случаев он варьируется от 4-5 до 6-8 тысяч рублей в день. Помимо этих денег водитель должен обеспечивать заправку автобуса, а все, что останется после сдачи плана и заправки — его личный заработок.

В итоге на «топовых», наиболее востребованных пассажирами маршрутах, максимальная выручка одной маршрутки может доходить до 9-10 тысяч рублей в день. Но в среднем этот показатель несколько ниже — 5-7 тысяч рублей. Перемножив его на число автобусов, значащееся за частными компаниями-перевозчиками в муниципальном реестре (около 1250), можно получить примерную дневную выручку маршрутных такси Челябинска — от 6,25 до 8,75 миллионов рублей. По году же может набежать уже до 2,5 — 3 миллиардов рублей. В четыре-пять раз больше, чем у муниципалов..."


В тексте упоминается обзор 2014 года. Так вот, он заканчивался следующей фразой:

По словам Олега Козлова, ситуация с общественным транспортом в Челябинске уже давно не является нормальной. Город не получает реальных налогов от бизнеса, а муниципальный транспорт терпит убытки. При этом транспортная сеть областного центра нуждается в развитии — город прирастает все новыми микрорайонами, которые требуют эффективного транспортного обслуживания.

При этом, как стало известно на дискуссионном клубе, прошедшем недавно в городском информационно-аналитическом центре, системно, на научном уровне, пассажиропотоки Челябинска не изучали уже 15 лет — с 1999 года.

«Маршрутная сеть города нуждается в пересмотре и совершенно точно такой пересмотр будет сделан в ближайшее время», — уверяет руководитель городского управления транспорта.

И в это стоило бы верить, если бы не одна деталь — срок договоров на обслуживание маршрутов у большинства предприятий, указанный в городском реестре, заканчивается лишь в 2019 году. Да и кто же откажется от бизнеса, генерирующего миллиардные потоки наличности...


Прошло три года - не изменилось ничего, только совсем уж дикие перевозчики появились, да муниципальное ПАТП практически сдохло. И Козлова уволили. Агаповские, ау?



Стадо маршруток на улице Братьев Кашириных


Tags: 2017, Челябинск, городской транспорт, маршрутка, пресса
Subscribe
promo vedmed1969 january 26, 2014 18:04 168
Buy for 50 tokens
Можно? :) Тут и там разные люди много всякого пожелали преемнику Михаила Валерьевича - от восстановления челябинского автовокзала на старом месте до немедленного повального озеленения города и сужения дорог. Я же попрошу об одной незначительной вещи - пустите в город IKEA. Очень не хочется…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments